Мозаика в интерьере

16 августа 2018
587
Мозаика в интерьере

Гостиная

В этом помещении, парадном по своему назначению, в первую очередь учитываются декоративные возможности мозаики. Это может быть панно, размещенное над диваном или камином, а если комната просторна, то занимать и всю плоскость стены. Такая картина будет мерцать и переливаться как при естественном освещении, так и при освещении свечами, а игра оттенков - придавать изображению эффект движения.

Поскольку стеклянная мозаика - материал жаропрочный и устойчивый к резким температурным перепадам в диапазоне от +15 до +145°С, ее можно с успехом применять и для наружной облицовки самих каминов. Также украсят помещение бордюр под потолком, вставки в полу, облицовка колонн, подоконников и ниш с подсветкой. С помощью разноцветной мозаики можно создавать эффектные узоры и на поверхности мебели - например, на спинках стульев, столешницах, полках. В зависимости от замысла, можно комбинировать тессеры разных форм, фактур и степеней прозрачности и блеска.

Ванная

Выбирая мозаику для ванной, следует руководствоваться фактором практичности. Самый распространенный вариант отделки стен и потолка - стеклянная мозаика, обладающая стойкостью к загрязнению, химическому воздействию и перепадам температур. Смальта более устойчива к абразивному износу и поэтому годится для укладки в местах с повышенной истираемостью, например, на полу или на внутренней и внешней стороне ванны или раковины. Мозаикой можно покрывать все стены ванной или выкладывать панно, облицевать зеркальную раму или ограничиться нарядными бордюрами.

Если не хватает средств, а «оживить» интерьер хочется именно мозаикой, можно перед укладкой плитки оставить несколько пустых мест и заполнить их разоцветными чипсами - помещение сразу же приобретет оригинальный вид. Излюбленная гамма цветов для ванной - сочетание голубого, бирюзового и белого, создающее ощущение свежести. Декорировать же санузел разноцветными тессерами стоит с осторожностью - интерьер может оказаться слишком пестрым. Однако выход есть: большие участки, например стены и пол, облицовывают однотонным материалом, а разноцветную мозаику используют в качестве ярких вставок - акцентов. Выбирая стеклянную мозаику для пола, следует обращать внимание на такую ее характеристику материала, как коэффициент сопротивления скольжению. Чтобы удержаться босиком на сухом полу, достаточно выбрать серию с самым низким его значением (R9), а для поверхностей, которые могут быть залиты водой, - с более высоким.

Прихожая

Основными поверхностями для мозаичного декора здесь могут быть пол и стены. Их украсят или сюжетное панно, или, наоборот, небольшие декоративные вставки, которые заметно оживят помещение, обычно лишенное дневного света. Поскольку зеркало - необходимый атрибут холла, то его можно декорировать мозаичной рамой (красоту такой оправы подчеркнут два светильника, смонтированные в верхней части).

Кухня

Орнаментальное панно из блестящих или матовых тессер украсит «фартук» над мойкой или плитой. Для создания общего ансамбля можно декорировать мозаичными узорами обеденный стол, дверцы буфета или рабочие поверхности.

Метаморфозы древней мозаики

В архитектуре и дизайне существует множество материалов для украшения и защиты поверхностей. Но, пожалуй, самый беспроигрышный вариант, издавна заслуживший славу «красоты на века», - стеклянная мозаика. Такое покрытие, позволяющее создавать как орнаментальные декоры, так и сложные сюжетные композиции, наполнит дом живой, бесконечно изменчивой игрой красок и света, а жизнь его обитателей - радостью.

Портрет дамы без возраста

Джорджо Вазари, итальянский художник и теоретик искусства XVI века, писал: "Мозаика - самая долговечная из всех картин. Другие картины блекнут со временем, а мозаика с годами сверкает все больше" . Сказано справедливо, и недаром древнее искусство стеклянной мозаики сегодня переживает свое второе рождение. Изготовленный уже промышленным, а не ручным способом, этот материал стал гораздо доступнее и теперь все чаще встречается в частных и общественных экстерьерах и интерьерах; на стенах, полах, потолках и крышах; в банях, санузлах и кухнях; в оформлении ландшафтных объектов и мощении садовых дорожек - словом, везде, где требуется оживить переливами цвета и света плоскости и предметы. Самая впечатляющая демонстрация возможностей современной мозаики состоялось несколько лет назад в метрополитене Рима. Использованные в оформлении станций коллекции прославленной фирмы SICIS превратили городскую «подземку» в настоящую художественную галерею.

Всемирно известны и великолепны мозаичные интерьеры семизвездочного отеля «Шератон» в Аддис-Абебе, дворца Версаче на побережье Австралии, Fashion cafe в Лондоне и многие другие объекты. Чем же вызван интерес современных архитекторов и дизайнеров к этому древнему материалу? Одна из главных причин - его высочайший декоративный потенциал, позволяющий воплощать самые смелые художественные идеи. Разноцветные блики света , играющие на мозаичной поверхности, сразу привлекают к себе внимание и создают в окружающем пространстве атмосферу изысканной роскоши, праздничности и что немаловажно, рукотворности. К преимуществам материала относится и его пластичность, т.е. возможность облицовывать самые сложные криволинейные поверхности. А разнообразие природных материалов, из которых, кроме стекла, изготавливают мозаику (керамика, природный камень и даже металл) еще более раширяют арсенал художественных приемов, позволяя создавать интересные сочетания фактур и оттенков.

Что касается технических характеристик, то стеклянная мозаика выгодно отличается от других видов покрытий (например, росписи красками) своей долговечностью, прочностью (мозаика под ударом разлетится на мелкие кусочки), стойкостью к влаге и перепадам температур. Материал не подвержен воздействию микроорганизмов, химических веществ и не выгорает под прямыми солнечными лучами. Все эти качества позволяют использовать стекломозаику для оформления влажных помещений, облицовки фасадов зданий и даже открытых бассейнов, в которых на зиму оставляют воду.

Мозаика из стекла

Исходным сырьем для производства стеклянной мозаики служит мелкий белый кварцевый песок, из которого готовят жидкую стеклянную массу (шихту). Полуфабрикат разливают по формам, получая в результате его остывания небольшие квадратные кусочки - чипсы, или, говоря профессиональным языком, тессеры. Самая распространенная форма наборных элементов - квадратная. Существуют квадратики трех размеров: 10×10, 20×20 и 50×50 мм, а их толщина колеблется от 3 до 12 мм. Чем мельче чипсы, тем подробнее будет детализация изображения, точнее прорисовка и тонкость цветовых переходов.

Впрочем, современные технологии позволяют создавать элементы самых оригинальных форм: они могут быть круглыми, прямоугольными, в виде ромбов, овалов, многоугольников, «морской гальки» и т.п. Для придания материалу цвета в исходную смесь добавляют оксиды редкоземельных металлов, способных окрасить стекло в разнообразнейшие оттенки. Сегодня производители стеклянной мозаики предлагают самый широкий ассортимент готовой продукции: однотонные коллекции, цветовые смеси (миксы) , т.н. «растяжки» (тональные переходы одного цвета), а также готовые сюжетные панно или бордюры, которые можно заказать по каталогу или купить в магазине.

Лидеры в области производства стекломозаики - итальянские фирмы - BISAZZA, SICIS, TREND, Vitrex, ORSONI, MEGARON, MARCHETTI , французская OPIOCOLOR, испанская ZIRKONIO, китайские Mozaico de Lux , JNJ и др. - постоянно расширяют свой ассортимент, за счет повышения декоративных возможностей материала. Мозаика может иметь различную степень прозрачности и блеска, быть гладкой или рельефной, а также обладать специальными эффектами с помощью специальных добавок или подложек. Например, для изготовления «золотой» мозаики в качестве прослойки используют тонкую фольгу (серия Smalto BISAZZA различной фактуры и оттенков; Aureo TREND, гладкая и волнистая по фактуре мозаика ручной колки с 24-х-каратным сусальным золотом). Некоторые производители добавляют в стеклянную массу измельченный авантюрин, благодаря чему материал приобретает золотистое мерцание (серия Brillante TREND, продукция MOSAICO DE LUX).

Сегодня предлагаются серии и с эффектом перламутра, как пример - коллекции Gloss BISAZZA и Shining TREND из полупрозрачного цветного стекла с добавлением смальты, авантюрина и с поверхностным покрытием из иридиума, создающего жемчужное сияние. Разумеется, все эти достоинства материала делают его достаточно элитным в отношении цены. Однако производители позаботились и о производстве более экономичных вариантов, так что диапазон цен сегодня довольно широк - от 25 до 200 у.е. за м 2 ; мозаика с декоративными эффектами обойдется дороже - от 100 до 300 у.е.и выше за 1м 2 . Общее правило неизменно: чем насыщеннее цвет и сложнее фактура материала, тем его дороже ценят. Самый экономичный вариант - матовые квадратные элементы пастельных тонов, одинаковые по всей глубине стекла.

Смальтовая мозаика

Современные технологии возродили сегодня еще один древний мозаичный материал - смальту, которая широко использовалась еще в культовой архитектуре Византийской империи. Сегодня смальту получают в результате обработки стекла оксидами различных металлов с его последующим нагреванием до высоких температур (700-800°C в течение суток). В результате материал приобретает высокие, по сравнению со стеклянной мозаикой, физико-химические свойства, среди которых важное значение имеет его стойкость к истиранию. Модули промышленной смальты имеют размеры 20×20, 25×25, 50×50 мм, но могут быть и прямоугольными, например, 50×105 мм. Их толщина варьируется от 4 до 5,5 мм, в зависимости от размера. От обычной стеклянной мозаики смальта отличается тем, что ее поверхность непрозрачна, но при этом словно светится изнутри. Поскольку ее состав содержит специальные добавки, смальта обладает особенно ярким, насыщенным и глубоким тоном.

Современные технологии позволяют придавать ей тысячи оттенков, получать материал неоднородной структуры (с крапинками, пятнышками, разводами), а также усиливать эффект внутреннего свечения, так что даже однотонное покрытие переливается тончайшими оттенками. Особенно роскошно смотрится золотистая смальта, в производстве которой используют фольгу, проложенную между двумя слоями стекла.Отметим, что этот высокодекоративный и сложный в изготовлении материал - атрибут дорогих интерьеров.. Обычно художники - мозаичисты предпочитают работать с крупными блоками смальты, от которых они откалывают кусочки материала и составляют из них панно. Эти фрагменты имеют неправильную форму, в чем, собственно, и заключается главная прелесть художественной смальты.

При этом средних цен на подобные авторские работы просто не существует: ведь их стоимость зависит от размера, сложности работы и многих других факторов. Наиболее богатый выбор смальт предлагают фирмы BISAZZA, SICIS и ORSONI. В частности, в ассортименте последней имеются самые разнообразные серии. Это т.н. «Чистая смальта» (Smalto) ,обладающая особой яркостью и блеском; «Телесная смальта» (Flesh), которая применяется для воспроизведения в мозаичных картинах различных оттенков цвета кожи, в основном для рук и лиц; смальта Fine, включающая сотни разнообразных цветов и оттенков, что позволяет получать с её помощью высокохудожественные панно; Smalto Imperial, производимую в желто-красной гамме, известную еще во времена правления Венецией Габсбургской империи, а также «Матовая смальта» (Mat Sabbiati), применяемая для создания мозаик в византийском стиле, словно состаренных временем.

Необычайно красива золотая смальта с гладкой или гофрированной поверхностью (Smalto ORO), изготовленная по древнейшей технологии. Кроме дорогих серий, производитель предлагает и т. н. «Обыкновенную смальту» (Smalto Ordinary), которую можно использовать не только для облицовки стен, но и полов. Цена смальты от итальянских производителей достаточно высока ( 1 м 2 - от $150 до $400 ). Но толщина 4 мм позволяет комбинировать такие изделия (в качестве изысканных вкраплений) с более доступной стеклянной мозаикой.

Эскизы и сюжеты

Как правило, фирмы-производители мозаики выпускают готовые композиции по собственным эскизам (в каталогах их обычно сотни). Это могут быть как простые сюжеты (рыбы, дельфины, цветы, знаки зодиака, геометрические узоры), так и более сложные, выполненные в разных стилях и тематиках, - античные и библейские сюжеты, пейзажи, натюрморты и репродукции известных полотен.

Но дело не ограничивается выбором готовых решений: сегодня по желанию заказчика можно выполнить любое изображение, начиная от собственного портрета или вензеля до воспроизводства фотографий или постеров. Сложные мозаичные изображения создают двумя способами - индивидуально или при помощи компьютерной графики. Известны разные техники создания авторских мозаичных панно. Самая сложная и трудоемкая - «римская мозаика», полностью основанная на ручном труде и применяемая там, где панно будет рассматриваться с близкого расстояния. Сначала художник выполняет оригинальный эскиз, по которому на поверхности размечается рисунок в натуральную величину, и уже по разметкам выкладывает мозаичное изображение.

Главная особенность римской техники - это то, что от модуля стеклянной или смальтовой мозаики щипцами откалываются маленькие кусочки неправильной формы. А это позволяет прорабатывать самые мелкие детали изображения и достигать необыкновенной тонкости цветовых переходов. Это довольно кропотливая работа: например, панно размером 3×2 м мастер выкладывает примерно за неделю (но, конечно, многое зависит от сложности композиции и мастерства художника). Если панно создается по репродукции или фотографии, то на помощь приходит компьютерная графика: образец сканируют, а специальная программа разбивает полученную копию на клетки. Затем подбирают цветовую гамму с различными оттенками в зависимости от сложности рисунка. Преимущества этого метода - сравнительно невысокая стоимость и быстрота изготовления панно.

В компьютерной графике очень хорошо смотрятся панно больших размеров или геометрические орнаменты. Если позволяют размеры помещения, то можно украсить одну из стен панно больших размеров крупными элементами мозаики. Такая картина, словно написанная широкими, свободными мазками, будет выглядеть особенно монументально и величественно. Если же комната невелика, лучше подобрать для нее панно, выполненное из мелких деталей, с тщательно проработанным рисунком и плавными переходами цвета. Например, в ассортименте фирмы BISAZZA - растительные и геометрические декоры из одно- или двухцветной мозаики («миксы»), а также с эффектом плавного перехода от светлого тона к темному («растяжки» ). Среди сюжетов панно очень выразительные, решенные в монохромной черно-белой гамме античные скульптурные портреты.

Интересны мозаичные «ковры», цветочные композиции и панно в стиле «поп-арт» есть в ассортименте фирмы SICIS. Основу коллекций MEGARON составляют античные орнаменты и сюжеты - меандры, волны, пальметки, тритоны, маскароны, точно имитирующие античные подлинники. Одно из направлений деятельности компании ORSONI - продажа готовых картин из смальты, выполненных в различных стилях лучшими мозаичистами мастерских Ватикана, Рима, Венеции, Флоренции.

Особенности укладки мозаики

Самый простой способ укладки мозаики - матричный. Как правило, еще на фабрике все пластинки приклеиваются на плотную бумажную или сетчатую основу - матрицу. Такими листами (обычно их размер 30×30 см) мозаика и поступает в продажу. Матрицу просто нужно приложить к поверхности, смазанной клеем, а затем удалить бумажную основу влажной тряпкой.Однако, несмотря на кажущуюся простоту, процесс облицовки кропотлив, довольно сложен и требует высокого профессионализма. Прежде всего поверхность, предназначенная под мозаичное покрытие, должна быть идеально гладкой. Если крупная керамическая плитка маскирует неровности стены или пола, то мелкая мозаика выявит все дефекты. Кроме того, все швы должны совпадать до миллиметра, а расстояние между листами-матрицами - соответствовать расстоянию между самими пластинками. Даже клей (причем специальный, не плиточный!) следует наносить по особой технологии. Для этого необходим зубчатый шпатель, длина зубчиков которого не превышает 3,5 мм (для смальты - 7,5 мм). Тогда при укладке мозаики лишний клей не будет выступать из швов.

Все это нужно просчитать вплоть до миллиметра, так что не удивительно, что иногда и опытным мастерам приходится сбивать неудачно положенные участки мозаики и собирать их заново. Что касается выбора нужного клея, то обычно каждая фирма предлагает оптимальные для своих мозаик клеи и затирки. Скажем, для бассейнов и ванных комнат существует целый ряд системных материалов (от фирм SCHOMBURG, INDEX, VANDEX и др.). Но по общим правилам для укладки мозаичных материалов используют двухкомпонетные клеи, представляющие собой «комплект» из сухой цементно-песчаной смеси и жидких добавок на основе акрила или латекса. Они не только обладают высокой эластичностью, но и выполняют функцию дополнительной гидроизоляции, что особенно важно для влажных помещений. Отметим, что клей для стеклянной мозаики обязательно должен быть белым. Если же использовать смеси на основе обычного серого цемента, то его цвет будет заметен сквозь прозрачное стекло, ухудшая тем самым внешний вид покрытия. Зато ухаживать за мозаикой несложно. Ее можно мыть водой и практически любыми чистящими средствами, кроме абразивных.

sale
В наличии
10873.2 6 432,80 грн / шт
  • Бренд: Hansgrohe
  • Страна: Германия
  • Коллекция: Talis S
sale
В наличии
2230.4 1 836,00 грн / шт
  • Бренд: Hansgrohe
  • Страна: Германия
  • Коллекция: Focus E, Talis S, Focus, Metris, Metris Classic, Metris E, Metris S, PuraVida, Talis, Talis Classic, Talis E2
В наличии
6 249,20 грн / шт
  • Бренд: Kludi
  • Страна: Германия
  • Коллекция: Bozz
В наличии
319,60 грн / шт
  • Бренд: Kludi
  • Страна: Германия
  • Коллекция: Sirenaflex
В наличии
312,80 грн / шт
  • Бренд: Kludi
  • Страна: Германия
  • Коллекция: Sirenaflex
×

Чаще всего ищут:

Плитка Мозаика Смеситель Cersanit